Вадим Кузнецов: «Мафиозным структурам мы позиций не отдали»

24.01.2017 17:04:40

Бывший высокопоставленный чиновник администрации Алтайского края Вадим Кузнецов говорит, что сегодня, если возникнет необходимость в услугах риэлтора, не будет сомневаться – он позвонит руководителю одного из агентств, вместе с которыми 20 лет назад делал первые шаги в формировании цивилизованного рынка недвижимости. Возглавляя региональную Лицензионную палату, Вадим Кузнецов и сам постиг некоторые азы риэлторской деятельности.

- Вадим Николаевич, сейчас профессиональное сообщество ожидает принятия закона о риэлторской деятельности. Предполагается, что он, в том числе, защитит рынок от недобросовестных игроков. В середине 90-х годов такую же цель преследовало лицензирование агентств недвижимости. Тогда цель была достигнута?

- Почти на 100 процентов лицензирование защитило региональный рынок недвижимости – мафиозным структурам здесь не отдали никаких позиций. Здесь, помимо самой лицензионной работы, сыграли свою важную роль и другие связанные с этим факторы. Объясню, какие.

Один из нюансов, например, заключается в том, что Лицензионная палата администрации Алтайского края в тот период начала очень тесно работать с правоохранительными органами. Все случаи, скажем так, недобросовестного поведения агентств недвижимости или непосредственно «черных риэлторов», когда кого-то обманули, концентрировались у нас, и я их оперативно передавал начальнику Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю Владимиру Валькову. Далее ГУВД уже проводило соответствующую работу в рамках своих законных полномочий.

Кроме того, отсюда ушли некоторые сомнительные московские и питерские агентства недвижимости, которые вышли на местный рынок со своими лицензиями. Как выяснилось в ходе тщательных проверок, эти документы у них были изготовлены едва ли не в подворотне.

- Понятно, что после принятия закона о риэлторской деятельности, если это произойдет, возникнет масса нюансов в его применении. А как чисто технологически осуществлялось лицензирование агентств? И какова была реакция местных риэлторских фирм?

- Знаете, я помню, что много агентств недвижимости в то время таковыми только назывались. На самом деле там, условно говоря, сидел один человек, который принимал людей и собирал деньги. Конечно, рынок недвижимости был, и были серьезные легальные агентства. Так вот они совершенно спокойно отнеслись к лицензированию. Чего не скажешь о «серых» фирмах, которые, понятно, рады лицензированию не были.

- И все же, как внедрялся этот процесс?

- За это направление в Лицензионной палате администрации Алтайского края изначально отвечал лишь один специалист (потом их, естественно, стало больше). Он прошел обучение в Санкт-Петербурге, Москве, Омске… В крае был подготовлен и принят краевой закон о лицензировании. О нем всем было известно, и предприниматели потихоньку сами пошли в Лицензионную палату. Уверяю, ничего страшного в этом не было – ни массивного объема документов, ни волокиты с очередями и бюрократии, ни залоговых сумм. То есть в финансовом отношении предприниматели при прохождении лицензирования ничего особо не теряли.

Параллельно органы милиции и налоговая служба начали отслеживать тех, кто занимается сделками с недвижимостью без разрешительного документа. В этом им помогали созданные реестры легально работающих, то есть лицензированных агентств.

Вы знаете, выводить агентства на лицензирование помогли и сами граждане, которые довольно часто обращались в палату с различными жалобами. Ведь у нас в палате работала специальная комиссия по жалобам. В нее входили, кстати, и представители Союза риэлторов Барнаула. Они же, что не менее важно, принимали участие в решении вопросов о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на лицензирование. То есть мы уже тогда работали с ведущими риэлторами в тесной связке. Это, безусловно, оказалось полезным и Лицензионной палате, и самим участникам рынка недвижимости.

- Любое лицензирование предполагает контроль за соблюдением соответствующих требований. Как вы отслеживали работу агентств недвижимости?

- Это были проверки со стороны Лицензионной палаты. Но вместе с Союзом риэлторов Барнаула.

- Вадим Николаевич, а если сравнить лично вашу точку зрения на риэлторов до начала работы по лицензированию агентств и после? Она изменилась?

- Хапуга, кидала – так часто называли риэлторов в начале 90-х годов. Потом очень многое изменилось в положительную сторону. Риэлторы и друг с другом начали налаживать рабочие отношения. Да, не все проходило гладко. Но постепенно рынок, как говорится, выровнялся.

- Вы рассказали о той работе, которая была проделана и Лицензионной палатой администрации края, и Союзом риэлторов Барнаула. Но впоследствии лицензирование этого вида деятельности было отменено. По-вашему, это было правильное решение?

- Нет, не правильное. Это вам подтвердят и сами риэлторы.

Я не так давно в качестве рядового клиента обратился в одну риэлторскую компанию, нужна была консультация в оформлении земельного участка. Так у них в офисе на стене до сих пор висит лицензия за моей подписью! Почему? Потому что эта лицензия, как считает руководитель агентства, и сейчас придает его компании определенную статусность. Клиенты видят, что это документ государственного образца, подписанный в региональной администрации.

- Сейчас практикуется страхование ответственности риэлторской деятельности. То есть агентства финансово отвечают за качество бизнеса. Может быть, это более эффективный инструмент, чем лицензирование?

- Такое страхование, считаю, должно быть предписано на государственном уровне. То есть быть обязательным. И оно, конечно, способно быть более эффективным механизмом, нежели лицензирование.

- Кстати, Вадим Николаевич, у вас тогда с этим земельным участком все прошло успешно?

- Да я сам тогда почти все сделал. Ведь я даже и сейчас, можно сказать, в определенной степени знаю эту работу.

- Чем лично вы будете сегодня руководствоваться при выборе агентства?

- Я позвоню тем руководителям агентств, которых близко знаю, - именно с ними мы занимались процессом лицензирования. С некоторыми из них я до сих пор поддерживаю дружеские контакты.

Справка: Государственный советник I класса
Вадим Николаевич Кузнецов – заместитель председателя краевого Совета общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов; действительный государственный советник I класса государственной гражданской службы Алтайского края.
Родился в Читинской области в семье железнодорожников. В 6 лет переехал в Алтайский край. Окончил Алтайский политехнический институт по специальности «Машины и аппараты пищевых производств». Первая работа была связана с монтажом и наладкой систем автоматики в одной из военных организаций. Затем долгое время трудился в крупных краевых структурах пищевой промышленности, потом – в краевом управлении хлебопекарной промышленности и др. Был секретарем крайкома профсоюзов работников пищевой промышленности, занимал ряд других ответственных должностей.
В 1994 году возглавил Лицензионную палату администрации Алтайского края. После создания краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры стал начальником этого ведомства.

Источник: Павел Демин, для сайта http://www.altay-srb.ru/

Введите фамилию риэлтора: