Сергей Фокин: «У каждого свои эмоции по поводу СРБ»

20.01.2017 16:02:21

В день, когда состоялось это интервью с основателем и руководителем агентства «Вилль» Сергеем Фокиным, он занимал третье место в рейтинге риэлторов портала «Недвижимость Алтая». Сам собеседник сказал, что не знает, как ему удалось «взобраться» столь высоко. Впрочем, особых оснований для скромности в профессии у Сергея Фокина нет – с 2008 по 2012 год он возглавлял Союз риэлторов Барнаула, а его агентство не так давно отметило 20-летие работы на рынке.

- Сергей Александрович, в 2012 году вы возглавляли Союз риэлторов Барнаула и, говоря о необходимости создания СРО, отметили, что это позволит «поднять уровень профессии». Прошло 5 лет. Как изменился этот уровень?

- На тот период мы в своей деятельности по большей части разрозненно пытались взаимодействовать с банками и застройщиками. И происходило это достаточно вяло. На данный момент, когда наша организация представляет около 30 агентств, отношение к нам, естественно, иное. Например, с большинством застройщиков мы работаем по единым договорам, они сами предоставляют нам прайсы. Раньше же застройщики демонстрировали, что вообще не нуждаются ни в чьей помощи – квартиры они распродавали самостоятельно.

- А как к сегодняшнему дню поменялось отношение к самой профессии риэлтора?

- В городе процентов 90, если не больше, сделок проходят с участием профессиональных риэлторов. Это говорит о том, что степень доверия к нам стала гораздо выше, нежели несколько лет назад. К риэлторам клиенты теперь относятся очень спокойно.

- Вам же принадлежит ранее сказанная фраза: «В профессии много дилетантов, которые приходят за быстрыми деньгами». Сейчас вы готовы ее повторить?

- Поверьте, жизнь показывает, что такие люди настолько быстро же и отсеиваются с рынка недвижимости. Ведь эта профессия сегодня требует углубленного понимания большого объема документации, необходимо знать массу нюансов во взаимодействии с банками, страховыми компаниями и многое другое. Да, на рынке периодически появлялись маленькие несерьезные агентства, чтобы, как говорится, сбить шишки. Но закрепиться здесь им здесь уже не удается.

- Первый руководитель Союза риэлторов Барнаула Сергей Останин считает, что в свое время мотивы профессионального объединения «имели естественные экономические обоснования». Что с этой точки зрения, объединившись, получили агентства? Единый бюджет для продвижения, свое печатное издание – это понятно. А что еще?

- Дело не только сугубо в экономике. Например, специалистам агентств, входящих в Союз риэлторов Барнаула и Алтайского края, гораздо проще взаимодействовать при проведении сделок. Здесь уже нет ненужных телодвижений – они хорошо знают друг друга, и степень профессионального доверия также высока.

Во-вторых, речь о тех же взаимоотношениях с застройщиками, к которым мы раньше ходили поодиночке и каждый от своего имени. И у каждого застройщик спрашивал: «А вы мне гарантируете отдачу?» То есть продажу, допустим, 20 квартир в месяц.

Сейчас, когда объединены около 30 опытных агентств недвижимости, это сила – идут реальные продажи, что, естественно, устраивает строительные компании.

- Вы подтвердили, что экономический эффект от объединения есть. Но, скажем, за последние пять лет количественно состав Союза риэлторов практически не изменился. На ваш взгляд, почему?

- Основные игроки состоят в Союзе риэлторов Барнаула и Алтайского края. Кто-то не входит в Союз по личным идеологическим или каким-то другим соображениям. Ведь у каждого свои эмоции по поводу СРБ.

Я считаю, что в данном случае лучше брать не количеством, а качеством. Лучше четко договориться в небольшой группе и всем соблюдать единые правила. А вновь пришедшие уже будут внимательно слушать эту «семью». При этом в соотношении «качество-количество» всегда нужен баланс.

- Период, когда вы возглавляли СРБ, некоторым запомнился тем, что были введены удостоверения членов Союза. Но, понятно, что это было не самое главное событие. Например, объединение вошло в Российскую гильдию риэлторов. Для чего это было сделано? Поднять престиж СРБ?

- Когда мы вступили в Российскую гильдию риэлторов, у нас появились важные профессиональные контакты с Москвой, Санкт-Петербургом, Екатеринбургом, Новосибирском и другими городами. Это, пожалуй, самое важное.

Затем все агентства, входящие в СРБ, стали работать по единообразным договорам с эмблемой Российской гильдии риэлторов. Для клиента это более весомый документ. Он понимает, что обратился в организацию, которая имеет официальный статус на федеральном уровне, страхует свою ответственность и т.д.

- А что лично вам дала работа на посту руководителя Союза риэлторов? Вы не считаете, что для предпринимателя общественная деятельность – это трата драгоценного времени?

- Всякая общественная деятельность КПД приносит небольшой. Ты в ней либо участвуешь, либо нет. Зачастую, и не только в предпринимательских объединениях, бывает так, что на лидера сгружают все задачи, и он их в одиночку тащит. В Союзе риэлторов Барнаула в мою бытность председателя было несколько иначе: вся работа была поделена по секторам, и каждый знал, чем конкретно ему необходимо заниматься. Это наиболее эффективная модель.

- Если вам в будущем предложат принять участие в выборах президента Союза риэлторов Барнаула и Алтайского края, согласитесь?

- Думаю, что нет. Я это уже прошел и пережил. Кроме того, полагаю, у меня не хватит энергетики, чтобы двигать этот «локомотив». Кстати, именно такая энергия есть у действующего президента Союза Марины Ракиной. И, я уверен, возглавь она СРБ еще несколькими годами раньше, мы бы с ее рвением на данный момент сделали для развития Союза риэлторов гораздо большее.

- Проект «Недвижимость Алтая» составляет собственный рейтинг местных агентств. В нем «Вилль» сегодня занимает лишь 20-ю строчку. А выше в рейтинге есть компании с гораздо меньшим опытом работы на рынке. Как вы это прокомментируете?

- Вопрос в объективности расчета. Составители рейтинга, я считаю, идут по пути наименьшего сопротивления, смотря на агентство только по количеству выставленных им на продажу объектов.

Дело в том, что некоторые молодые агентства в силу обстоятельств (например, еще не наработана собственная клиентская база) вынуждены браться за продажу всех объектов недвижимости, которые, как говорится, попадаются им под руку. Отсюда и высокий рейтинг. База у них большая, но она по сути практически пустая. «Вилль» же работает только с теми объектами, в которых видит четкий потенциал. Если этого нет – объект нашему агентству не интересен. Знаю, что по такому же принципу работают и другие опытные агентства недвижимости.

- Но в рейтинге риэлторов лично вы занимаете почетное третье место…

- Не знаю, как вам это прокомментировать (смеется). Я и сам увидел это буквально пару дней назад. В этом рейтинге риэлторов есть специалисты, которые и количественно и качественно меня, как я считаю, даже несколько превосходят. Но их позиции на несколько пунктов ниже.

- Сейчас идет работа над федеральным законом о риэлторской деятельности. Вы ожидаете его принятия?

- Знаете, ситуация может показаться абсурдной. Рынок устоялся, все ключевые игроки известны. Казалось бы – работай себе спокойно и работай. Закон же о риэлторской деятельности установит новые рамки и стандарты. Но профессионалы ждут его принятия! Потому что внутрь этих рамок уже не смогут проникнуть те, кто пришел на рынок на один день и хотел бы вести риэлторский бизнес по принципу «куда кривая выведет».

Справка: Отмечен грамотой РГР
Сергей Александрович Фокин родился в селе Ключи Алтайского края. Окончил Алтайский политехнический институт в 1991 году. С 1991 по 1992 год работал инженером-конструктором на «Алтайском приборостроительном заводе», с 1992 по 1996-й — инженером в научно-исследовательском секторе Алтайского политехнического института, с 1996 года возглавляет агентство недвижимости "Вилль". С 2008 по 2012 год руководил Союзом риэлторов Барнаула и Алтайского края. В 2016 году награжден грамотой Российской гильдии риэлторов «За значительный вклад в развитие цивилизованного рынка недвижимости».
Женат, есть дочь.

Источник: Павел Демин, для сайта http://www.altay-srb.ru/

 

Введите фамилию риэлтора: